Наш адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Пушкина, 47

Напишите нам

Одним из первых людей, разложивших белый свет на составные части (спектр), был Ньютон. Ученый пропустил через призму солнечные лучи и получил на экране рукотворную радугу. Это явление впоследствии получило название «дисперсия света».

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый – чистые цвета, составляющие спектр и видимые невооруженным глазом. Если их сложить вместе (пропустить через собирательную призму), на выходе опять получится белый.

Особенности цветовосприятия

Черный и белый – это критерий наличия или отсутствия света, видятся такими за счет разного принципа взаимодействия с ним и, по сути, не являются полноценными цветами. Каждый материальный предмет либо генерирует (излучает) свет, либо отражает его. Чистый лист бумаги выглядит белым, потому что отражает все цвета, но стоит добавить интенсивности какому-нибудь оттенку (например, осветить лист красным светом), как он окрасится в соответствующий цвет. Черный напротив – все поглощает, чтобы изменить его, он должен начать излучать свет разных оттенков.

Способы синтеза цвета в полиграфии

  • RGB. Аддитивный (от англ. add – добавить) способ, обладает большим цветовым охватом. Эта схема формирования генерирует оттенок, заполняя черное пространство смешанными красками. Синтез справедлив только для мониторов ПК или экранов электронных приборов, которые могут излучать свет. Пиксели окрашены в красный, зеленый и синий – основные тоны, которые не могут возникнуть при смешении других оттенков. Система RGB релевантна восприятию зрения человека;
  • CMYK. Субтрактивная (от англ. subtract – вычитать) схема для нанесения цвета на печатные носители. Если вычесть из белого основные цвета, в полиграфии останется триада дополнительных – CMY (пурпурный, голубой, желтый), которые используются для формирования оттенков. Схема обладает меньшим цветовым охватом по сравнению с RGB. (K)ey color – черный. При смешении CMY в реальных условиях получается болотно-коричневый вместо черного, потому существует необходимость выделить этот тон отдельным, 4-м элементом схемы. Он используется для печати черного текста или воспроизведения более глубоких темных оттенков.

Параметры цветопередачи

Выделяют три основных классификации, которые характеризуют любой оттенок:

  1. Тон. Наименование: оранжевый, синий и т.п.
  2. Насыщенность. Чистота и глубина тона.
  3. Яркость. Степень близости к белому или черному.

Сочетание цветов в полиграфии

Стандартный набор для печати состоит из голубой, пурпурной, желтой, черной краски. Любой макет, даже составленный в схеме RGB, в итоге переводится в пространство CMYK. Поэтому изображения на экране и при выводе на печать сильно отличаются цветопередачей. Красивая сочная цветопередача, которая была в электронной версии проекта, выйдя из типографии, может стать блеклой и серой за счет меньшего цветового охвата полиграфической схемы формирования. Очень важно правильно конвертировать и скорректировать оттенки RGB в цветовое пространство для печати.

Таблица цветов для печати

На качество цветопередачи также влияет:

  • тип бумаги. Высокая плотность носителя обеспечивает большую насыщенность и качество тона;
  • бренд краски. Продукция разных производителей отличается цветопередачей. Поэтому в полиграфии используют одинаковые материалы;
  • контроль и корректировка работы печатной техники.

Для воспроизведения ярких оттенков, выходящих за рамки цветового охвата CMYK, дополнительно используются SPOT краски (плашечный цвет). При такой печати помимо 4-х стандартных колеров CMYK, используются другие оттенки. Типографское оборудование для таких случаев использует большее количество печатных секций или организуется еще один прогон готового изделия с нанесением дополнительного оттенка на уже напечатанный.

Гармония цвета

Эталоном для создания гармоничных цветовых сочетаний служит цветовой круг Иттена, состоящий из 12 тонов.

Согласно кругу Иттена, цвета в полиграфии получили названия:

  • основные;
  • дополнительные, результат смешения основных;
  • третичные. Получаются смешением основных и дополнительных тонов.

Каждому сектору круга Иттена соответствует тон, взаимное расположение которых идентично спектральному. Все цвета, связанные друг с другом на отрезках равнобедренных треугольников, квадратов или прямоугольников, считаются гармоничными. Идеальные сочетания получаются при использовании разных оттенков, не зацикливаясь на одном тоне.

Виды цветового контраста

Цветовые сочетания следует использовать осторожно. Неправильное использование оттенков на отпечатке может вызвать перегруженность, тяжесть восприятия изображения. Поэтому важно следить, как тона контрастируют друг с другом.

Различают контраст:

  • по основному тону;
  • светлого с темным;
  • холодных и теплых тонов;
  • дополнительных (диаметральных в круге Иттена) цветов;
  • симультанный, использующий оптическую иллюзию на смежном оттенке;
  • насыщенности по соотношению ярких или блеклых тонов.

Таблица передачи контраста

Как правильно подобрать палитру

Чтобы выбрать сочетание красок, которое идеально подойдет Вашему проекту, можно перебрать сотни статей и лайфхаков, собранных в интернете. Прочитать, проанализировать, систематизировать, вывести нужную гамму, потратив на эксперименты не одну неделю. А можно обратиться за помощью к специалистам типографии «Антар», которые возьмут все хлопоты на себя, предоставят Вам профессиональное решение вопроса.